Трёхнедельное путешествие по Северному
и Центральному Вьетнаму от А до Я

Ты начинаешь путешествовать, когда превращаешь идею в конкретный план. Специально для многих своих друзей и знакомых, которые никак не решатся начать путешествовать самостоятельно, я решил описать конкретный практический пример — трехнедельную поездку во Вьетнам от стадии планирования маршрута и подготовки до непосредственного отчета по дням, как это все вышло на самом деле.

План поездки — вещь условная, нужно понимать, что на месте обстоятельства вносят свои коррективы. Но, тем не менее, я специально начал писать этот материал еще до поездки и фиксировать все важные моменты начиная с покупки авиабилетов. Поэтому я приглашаю вас ознакомиться со всем материалом прежде, чем использовать эту информацию как руководство к действию. А в конце обязательно резюмирую все, что может понадобиться для планирования самостоятельного путешествия.

Содержание первой части

Читайте также, как всё было на самом деле:

Часть 2. Ханой-Халонг

О Вьетнаме

Полгода назад мы уже побывали во Вьетнаме, в южной его части, и, нужно сказать, мы не ожидали многого и нам действительно понравилось. Будучи неоднократно в Таиланде и Камбодже мы имели представление о том, какой окажется еще одна страна Юго-Восточной Азии, но, тем не менее, каждая из них имеет свои неповторимые особенности, и Вьетнам — не исключение. В этой стране удивительным образом сочетаются различные культурные традиции и религии.

На протяжении многих веков территория современного Вьетнама принадлежала разным уже не существующим государствам с различными культурами, да и нынешние очертания Вьетнам приобрел совсем недавно — после победы Северного Вьетнама над Южным и войсками Соединенных Штатов Америки. А до этого на протяжении долгого времени по сути являлся колонией, будучи частью французского Индокитая. И несмотря на то, что сейчас это социалистическая республика, здесь активно развивается бизнес, и можно ожидать, что в ближайшие годы Вьетнам станет одной из ведущих экономик в регионе.

Предыстория

Чем же нам запомнилась первая поездка во Вьетнам? Тем что нам удалось нарушить сразу несколько правил пересечения границы, и это стало для нас серьезным уроком от суровых вьетнамских пограничников. Несколько расслабившись после дружелюбного безвизового Таиланда и Камбоджи, где, кажется, любую проблему можно решить на месте, немного поспособствовав развитию местной коррупции, мы не уделили должного внимания всем нюансам визового режима, да и как назло, в день нашего прилета вступили в силу новые визовые правила, о которых мы даже и не знали. Как результат — один участник нашей поездки сразу же отправлен обратным рейсом в Москву по причине того, что поменялись требования к дате окончания действия паспорта и въезд автоматически стал невозможен.

Затем, поскольку мы планировали посетить сразу 3 страны, мы должны были вернуться в конце в Хошимин, чтобы улететь обратно в Москву. Здесь мы нарушили правило, позволяющее въехать во Вьетнам без визы только один раз в месяц. Результат — после трехчасового разбирательства мы вынуждены были оставить наши паспорта пограничникам в аэропорту и отправиться ночевать в единственный предложенный нам отель. В общем, в этот раз всем этим нюансам было уделено особенное внимание.

Куда мы едем?

На этот раз нас манил Северный Вьетнам со своими невероятными природными красотами, ну а поскольку под конец неплохо было бы смыть с себя пыль дорог окунувшись в теплое Южно-китайское море, мы решили заскочить и в центральную часть страны, где как раз ожидалось мало дождей. У нас было единственное временное “окно” для поездки — июнь. Поэтому, с точки зрения погоды, выбирать особо не приходилось. Но мы были в Таиланде и Камбодже в июне год назад, и это было вполне приемлемо, за исключением Ко Чанга, где дождь лил неделю практически без перерывов.

Вообще, в этом регионе сезон дождей начинается постепенно где-то с июня и достигает наибольшей интенсивности к сентябрю, но, на самом деле, во многих местах, даже находящихся сравнительно недалеко друг от друга, климат может быть совершенно разным. Поэтому рекомендую уточнять информацию по конкретным местам в интернете (я пользуюсь сервисом Weather2 — можно посмотреть статистику по количеству осадков и температуре по месяцам в конкретной точке).

Поскольку этот регион уже давно привлек мое внимание, список мест был уже практически утвержден, оставалось только определиться с оптимальным порядком их посещения.

Для трех недель, с учетом всех переездов, более чем достаточно, да и особо интересных и не слишком труднодоступных мест, на мой взгляд, в регионе нет. Безусловно, как я убежден, самое интересное в путешествии открывается “между строк”, и при более глубоком знакомстве со страной можно познать много нового и интересного. Но эта поездка изначально планировалась в формате “впихнуть невпихуемое”, поэтому с некоторой поверхностностью придется смириться.

Авиабилеты из Москвы

Собственно с этого все и началось. Поездка в Северный Вьетнам могла бы еще долго “пылиться на полке” в ожидании своего часа, если бы практически сразу по возвращении из Южного мне не подвернулись билеты на авиаперелет Москва-Ханой по 425 долларов за прямой перелет “Аэрофлотом”, что даже с учетом упавшего рубля все-равно оставалось выгодным предложением (попробуйте, например, улететь за эти деньги в Бангкок). В итоге, на сэкономленные от первой поездки деньги мы взяли билеты и стали копить на следующую.

Бюджет поездки

Сложно оценить навскидку, сколько денег потребуется на поездку. И по ощущениям, и по подсчетам, наше недолгое посещение Южного Вьетнама вселяло оптимизм, так как в сравнении с Таиландом, и даже Камбоджей,  расходы были ощутимо ниже — $45 на человека в день против $75. Эта цифра включает в себя абсолютно все кроме основного авиаперелета (все расходы: жилье, рестораны, экскурсии и транспорт, включая внутренние перелеты).

Разумеется все мы имеем различные требования к жилью, транспорту, питанию, соответственно расходы у всех будут разными, но соотношение, я думаю, в любом случае будет приблизительно таким (если интересна детальная информация о стоимости жизни в разных городах и странах, можно воспользоваться сервисами Numbeo или NomadList). В нашем же случае, мы предпочитаем селиться в недорогих, но чистых и комфортных отелях и передвигаться, по возможности, тоже с комфортом, если есть варианты. Больше никаких запросов нет — то есть все построено на максимальном количестве впечатлений с приемлемым комфортом.

Впрочем, в ЮВА вам доступны любые варианты, от шикарных резортов, дорогих ресторанов и индивидуальных экскурсий до путешествия дешевым общественным транспортом с местными жителями и ночевок в многочисленных хостелах. Определенно, каждый вариант обладает своим шармом и этот выбор — личное дело каждого.

Планирование маршрута: ТОПОЛОГИЯ

Когда начинаешь расписывать маршрут по дням, вылезают все незаметные на первый взгляд нюансы, превращающие порой приятное предвкушение поездки в мучительный процесс, растягивающийся на дни и недели. В каком порядке? Сколько дней в каждом месте? Как сэкономить время в переездах?

Здорово, когда топология маршрута естественным образом складывается сама, обычно это бывает если вы едете из точки А в точку Б, посещая по пути намеченные достопримечательности. Но чаще бывает по другому — точки никак не хотят выстраиваться в пусть кривую, но линию. Гораздо чаще приходится иметь дело со “звездой”, когда у вас есть основной опорный пункт, из которого вы совершаете “вылазки”  к другим точкам. Вроде выглядит логично, но на самом деле вам приходится тратить гораздо больше времени и километров на перемещения, а также постоянно заботиться о заселении/выселении в отеле в центральной точке. Это может показаться незначительным препятствием, но на самом деле отнимает огромное количество времени от планирования и самой поездки, и превращается в постоянную головную боль.

Этот раз не стал исключением, более того, чтобы посетить все эти места одной “звезды” недостаточно. Но обо всем по порядку. Что мы имеем:

Ханой, как основной опорный пункт

Сапа — расположена далеко на северо-запад от столицы и достижима только с помощью ночного поезда или автобуса. Более того, транспорт идет до расположенного на границе с Китаем города Лао Кай, а дальше по серпантину нужно полтора часа добираться на местном автобусе или такси.

Бухта Халонг расположена недалеко к востоку от Ханоя, но все отзывы утверждают, что добираться туда 3-4 часа. Причина в особенности дорожного движения во Вьетнаме, но об этом позже.

Ниньбинь расположен также недалеко от Ханоя — 2-3 часа езды на юг. В итоге, посещая эти места нужно каждый раз возвращаться в Ханой. (В принципе, есть возможность добраться из Халонга с острова Кат Ба сразу в Ниньбинь, но мне не удалось найти достоверной информации, а на месте все решилось по другому).

С Хюэ и Хойаном дело обстоит еще сложнее — они расположены далеко на юге и добраться туда можно или ночным автобусом, поездом или самолетом. Столица этого региона, крупный город Дананг, расположен как раз между Хюэ и Хойаном, здесь же расположен основной аэропорт, принимающий как внутренние, так и международные рейсы. (Как я выяснил позже, в Хюэ тоже есть аэропорт,  и, возможно, при наличии выгодных билетов это могло бы отчасти упростить логистику нашей поездки, но теперь сложно сказать наверняка). Из Дананга можно на такси добраться как до Хойана (около 25км), так и до Хюэ (около 55км, но дорога идет через горы).

карта маршрута по Вьетнаму

Планирование маршрута: ЛОГИСТИКА

Север — Центр

Ночной автобус привлекал меньше всего. С одной стороны, во Вьетнаме есть удобная система Open Bus, позволяющая перемещаться по всей стране и гибко планировать свой график — автобусы ходят несколько раз в день, и, имея билет, вы можете продолжить свое путешествие на любом из них. Но есть и большой минус в виде очень низкой скорости передвижения и сомнительного комфорта (тут кому как повезет, но зачастую автобусы подвозят местных, которые спят прямо в проходах).

С поездами тоже не все так просто. В принципе, железнодорожная сеть связывает большинство популярных пунктов, но получить какую-то информацию бывает очень сложно. (Исключение — Ханой-Лао Кай, как один из самых популярных маршрутов. Там немного проще, но все-равно непросто).

Но, к счастью, благодаря наличию авиакомпаний-лоукостеров (VietJet, JetStar), здесь, как правило, есть возможность взять недорогие билеты на внутренний перелет, да и у регуляров Vietnam Airlines бывают неплохие предложения. В итоге, мы нашли хорошие билеты на перелет Ханой-Дананг-Ханой и вопрос с перемещением между двумя регионами был закрыт.

Ханой — Сапа

Здесь традиционным и вполне комфортным решением является ночной поезд из Ханоя в Лао Кай. Можно и автобусом, но не представляю, какие у него могут быть преимущества. В Лао Кай отправляются несколько поездов каждый вечер, но найти информацию о поезде и классе вагона очень сложно.

Популярное решение — прилететь в Ханой и взять билеты в отеле. С небольшой наценкой вам их с радостью добудут. Если вы хотите сэкономить, то можете поехать на вокзал и купить сами, если сможете объясниться с кассиром, к тому же вы должны четко представлять какой поезд и какие места вам нужны (Во вьетнамских поездах существуют разные типы вагонов, по неосторожности можно взять билеты и в сидячий — ночная поездка выйдет так себе). Но проблема в том, что билеты активно раскупаются спекулянтами (теми же отелями и турагентствами), и в наличии их может просто не быть. Ставить таким образом под угрозу весь плотный график поездки очень не хотелось.

Немного разобравшись в вопросе, я выяснил, что, благодаря высокому интересу к этому направлению среди туристов, существуют фирменные поезда, с чистыми и обустроенными купе. Правильнее сказать — фирменные вагоны, прицепляемые все к тем же регулярным поездам. Поскольку вагонов этих мало, а туристов много, билеты в фирменные вагоны становятся особенно актуальным предметом для спекуляций.

Очень не хотелось оставлять этот вопрос открытым, чтобы возможные несостыковки не сломали мой план, и я решил забронировать или купить билеты заранее. Нужно сказать, что так же как и с визами, со всевозможными билетами и трансферами многочисленные вьетнамские турфирмы с радостью готовы вам помочь.

Поискав соответствующую информацию на форуме Винского — первом источнике, к которому я всегда обращаюсь, планируя поездку, я нашел одну компанию, предлагавшую билеты на любой поезд. Но, насколько я понял, наценка на билеты была весьма внушительна, и, что еще важнее, мне предлагалось оплатить билеты сейчас, а получить их уже в своем отеле в Ханое. То, что оплачивать придется заранее, меня особо не беспокоило — все равно, вряд ли кто-то стал держать для меня эти билеты без гарантий. А вот то, что билеты должны были быть привезены в отель по сути за день до выезда, меня никак не устраивало. Зная типично азиатский “пофигизм” и соответствующее отношение к пунктуальности, я не хотел оставлять решение этого вопроса на волю случая.

Но теперь я знал названия нужных мне поездов и без труда нашел компании, владеющие поездами и предлагающие билеты “из первых рук” — Orient Express и Et Pumpkin, как запасной вариант (Et Pumpkin, кстати, помимо поезда имеют также  свои гостиницы в Сапе и Ханое, и предлагают различные комплексные решения. Не пользовался их услугами, но впечатление серьезной компании они производят).

По результатам короткой переписки был выбран Orient Express, которые предложили скидку, а также посоветовали выкупить четвертое место в купе, как мы и поступили. Итоговая цена — $65 за койко-место туда-обратно.

Ханой — Халонг

Плавать по Халонгу вы можете самостоятельно или заказав индивидуальный тур или на пароме, идущем из города Халонг к острову Кат Ба (что, как я сейчас понимаю, тоже вариант, достойный рассмотрения). Персональный кораблик в наш бюджет никак не входил и мы решили доверить этот вопрос местным туристическим агентствам — это суперпопулярная экскурсия из Ханоя, и, поскольку в сети мне попадались вполне приемлемые отзывы о таком формате посещения бухты, мы решили рискнуть, хотя обычно сторонимся подобных вариантов. И, как выяснилось, — не зря, но об этом позже.

Ханой — Ниньбинь (Там Кок)

Здесь мы просто решили взять на месте такси или добраться на автобусе, если будут удобные варианты. Это самое простое звено маршрута  — дорога из Ханоя занимает всего 2-3 часа.

Визы

Прочувствовав всю строгость и бескомпромиссность доблестных вьетнамских пограничников на собственной шкуре, я решил подойти к визовому вопросу максимально ответственно. Итак, мы едем на 3 недели и только во Вьетнам, в этом случае нам необходимо получить однократную туристическую визу, которая позволяет в течение одного месяца один раз въехать и выехать из Вьетнама (до двух недель россиянам можно обойтись без визы, но обязательно имейте при себе распечатанные обратные билеты при въезде, ибо пограничник может усомниться в том, что вы на самом деле не пытаетесь остаться подольше).

Чтобы получить вьетнамскую визу можно воспользоваться двумя способами: первый — обратиться во вьетнамское консульство в Москве, для чего вам потребуется получить от принимающей стороны approval code — по сути, разрешение на получение визы. Идете с документами и кодом в консульство, и вам проставляют визу. Второй способ — получение визы в аэропорту по прибытии. Для этого вам нужно получить письмо — approval letter (не путать с approval code — это разные документы и стоимость их получения тоже разная — код дороже). С этим письмом, документами, заполненной анкетой и двумя красивыми фотографиями 4×6 вы должны в аэропорту обратиться на стойку visa on arrival и получить штамп.

Кстати, на момент оформления, по имеющейся у меня информации штамп стоил $45 с человека, но, несмотря на мою старательную подготовку, все пошло немного иначе. Впрочем, как я уже писал, в этой части повествования я расскажу именно о том, как поездка планировалась. О том, как все вышло на самом деле читайте в следующей части 🙂 Поскольку сделать визу в Москве получается дороже, плюс необходимо ездить в консульство, да и, как я понял, этот способ не является рекомендованным, мы воспользовались вторым вариантом.

Чтобы получить approval letter, нужно обратиться в одну из вьетнамских компаний, предлагающих данную услугу. Поискав проверенные варианты на форуме Винского, я отобрал три компании:  Vietnam Visa Corp., Vietnam Visa и Vietnam Visa Pro. Поскольку особой разницы кроме цены я не увидел (обычно варьируется в диапазоне $15-$20 в зависимости от компании и размера вашей группы — оптовикам скидки 🙂 ), я выбрал первый вариант — Vietnam Visa Corp., которые просили $15 за письмо. Ответили достаточно оперативно и через пару дней прислали вожделенный документ.

Само письмо представляет из себя отсканированный документ формата заявления с текстом на вьетнамском и английском языках, подтверждающим, что перечисленным в прилагающемся списке людям въезд в страну разрешен. Соответственно, прилагается скан странички из списка разрешенных лиц. Я тоже ожидал некоего более серьезного и красивого официального документа за $15-то долларов, но пусть вас это не смущает — они у всех такие. Также сотрудники визовой компании пришлют вам бланки анкеты, которую нужно заполнить заранее и прикрепить к ней скрепкой фотографии. На всякий случай я распечатал себе запасные экземпляры письма и анкеты, заполненной и пустого бланка, и запасные фотографии. Никогда не знаешь какие сюрпризы могут ожидать впереди. Обжегшись на молоке, как говорится…

Бронирование отелей

Народная мудрость гласит: «В Азии без жилья не останешься». И, вопреки некоторым логическим доводам, во всех наших поездках лучшие места для ночлега мы находили уже на месте. Но не стоит быть слишком беспечным в этом вопросе, конечно же, нужно учитывать такие условия, как сезонность и популярность места. Обычно мы бронируем только отель в городе прилета на первые дни, а дальше уже по обстоятельствам. Но в этот раз мы решили подстраховаться и забронировать отели в Сапе и Хойане по причине того, что это достаточно маленькие городки, активно посещаемые туристами. Поэтому, если есть возможность забронировать отель с бесплатной отменой брони, то почему бы этим не воспользоваться, по крайней мере, на стадии планирования?

Что касается крупных городов, то выбирая отель, я, в первую очередь, ищу туристический район, где обычно сосредоточено множество небольших отелей, ресторанчиков и турагентств. По крайней мере в ЮВА такой район есть в любом крупном городе — Каосан роуд (Khao San Road) в Бангкоке, Фамнгулао (Pham Ngu Lao) в Сайгоне, Паб Стрит (Pub Street) в Сием-Рипе. В Ханое эту роль выполняет Старый Квартал (Old Quarter) — район, расположенный к северу от озера Хоанкием.

Далее путем нехитрого сравнения рейтингов на Booking.com были выбраны Hanoi 3B Hotel в Ханое, Sapa Luxury Hotel в Сапе и Sun Homestay в Хойане. Все три отеля относятся к вполне бюджетной, но комфортной категории — то, что мы и искали. Впрочем, за эту поездку нам довелось пожить в значительно большем количестве отелей, но об этом позже.

На этом основная часть подготовки была завершена, все остальные мелочи стандартной подготовки к поездке я опишу в другой раз. А теперь нам оставалось только сесть на чемоданы и ждать июня…

 

Продолжение

(как всё было на самом деле)

Часть 2: Ханой — Халонг