Часть первую — «Планирование» читайте здесь

День 1. Прибытие

Ну, доброе утро, Вьетнам! 8:30 по местному времени. Пассажиры рейса Москва-Ханой, разминая затекшие конечности наполняют пустынные коридоры аэропорта Нойбай и ползут зевая к зоне паспортного контроля. Ночной перелет прошел замечательно, если не считать моей непринужденной соседки-вьетнамки, использовавшей мое плечо в качестве спинки кресла, что сделало мой и без того тревожный сон, в реально неполноценный. Аэропорт Ханоя как две капли пива похож на сайгонский, видимо строился по одному проекту. Воспоминания о прошлой поездке мигом сгоняют дрему, и руки сами начинают перелистывать пачку требуемых документов, словно это может теперь как-то помочь.

Получение визы происходит следующим образом: ждешь своей очереди чтобы подать документы и затем ждешь в сторонке, глядя на экран, на котором высвечиваются сканы паспортных фотографий, а робот коряво пытается произнести ваше имя. За стойкой, в небольшом помещении несколько хмурых пограничников в невольно внушающей уважение зеленой униформе (кажется, она более советская, чем все советское у нас) перекладывают стопки документов с места на место. Робот произносит фамилию за фамилией, и вот уже, разумеется, люди, подавашие документы после нас получают свои паспорта. Напряжение растет и, наконец-то, объявляют что-то похожее на меня. Девушка, выдающая паспорта и принимающая оплату за штамп вручает мне документы. Я протягиваю в нервно сжатой руке заранее подготовленные без сдачи $135 мелкими купюрами (сдачу здесь не дают, и карты не принимают). На что, она улыбнувшись, наконец-то, здесь хоть кто-то улыбнулся, отвечает мне: “вам оплачивать не нужно”. Но я же не лыком шит, я готовился, говорю ей: “мы не на две недели — на три. Проверьте”. Видимо я был столь убедителен, что в какой-то момент её вера в правильность выполняемых инструкций пошатнулась, и она позвала коллегу. После короткого обсуждения на вьетнамском меня все-таки убедили, что я, как гражданин РФ, могу оставить свои деньги при себе. Испытывая противоречивые чувства от вновь приобретенных 135 долларов с одной стороны и гадкого чувства, что я опять облажался собирая актуальную информацию перед поездкой, я уже наконец решил расслабиться, и оставить наконец все формальности позади.

Со стойким ощущением дежавю мы проследовали на получение багажа. Естественно, я знал где это. В прошлый раз мы столько времени провели в аэропорту Хошимина, что здесь, в Ханое, я не глядя мог бы найти, например, туалет. Типовые постройки — это далеко не всегда плохо. Найти наш скромный чемоданчик на ленте конвеера не составило труда — 90% багажа составляли обычные картонные коробки, щедро перемотанные скотчем. Для вьетнамцев это вполне нормальный и, видимо, проверенный способ транспортировки багажа. К слову, бОльшая часть пассажиров на этом направлении — вьетнамцы. В отличие от тайцев, например, они имеют в России большую диаспору, учатся, занимаются бизнесом — крепкий контакт между нашими странами налажен еще с советских времен.

Осталось уладить мелочи вроде сим-карты для доступа в интернет и такси до отеля. Помня, что в Хошимине на информационных стойках внутри аэропорта были куда интереснее чем снаружи, я сразу подошел к ближайшей, и приобрел симку Viettel — 7гб трафика на 30 дней (300 кД) и там же заказал такси до нашего отеля в Старом квартале — 540 кД. По местным меркам дороговато, но нужно сказать, машина была приличнее обычных такси, и даже несколько бутылок воды включены в стоимость, что указывает на несомненно “премиальный” уровень услуги.

(Здесь, и далее по тексту я буду приводить расценки и расходы в тысячах донгов — килодонгах, кД. Национальная валюта Вьетнама — донг, замечательный, приятный на ощупь кусок полиэтилена, что весьма практично в этой стране обильных и частых дождей. Курс донга совсем невысок за один доллар дают приблизительно 21.000 донгов, поэтому для конвертации в доллары, все указанные суммы делите на 21)

Вьетнамцы любят ABBA. Я не знаю почему, это просто наблюдение. Странно, кажется все шведы в Таиланде, а АББУ любят тут. В прошлую поездку отовсюду звучала их знаменитая “Happy New Year!”, но разумеется я списал это на Новый Год. Но сейчас, пока мимо нас проносились подернутые утренней дымкой монотонные ханойские пригороды, наш водитель слушал одну(!) и ту же “Dancing queen». Я медленно проваливался в транс.

Вид утреннего Старого квартала меня мгновенно оживил. Уютные улочки, застроенные небольшими домиками колониальной эпохи, густо покрытые зеленью и цветами, вызывали желание достать наконец-то фотоаппарат и выскочить из машины. Но всему свое время — мы прибыли в наш отель, как и большинство других, тесно зажатый между соседними зданиями. В этом районе расположено огромное количество таких мини-гостиниц и хостелов. Это скромное жилье, тем не менее, обладает всем необходимым — чистотой, простыми завтраками, вайфаем и приветливым, всегда готовым помочь персоналом. Последний пункт особенно важен для самостоятельных путешественников, и в этой поездке я в очередной раз в этом убедился.

Три часа спустя. Отчасти компенсировав отсутствие полноценного сна и приведя себя в порядок, мы были готовы, наконец, приступить к осмотру города. Город встретил нас жаркой и липкой духотой. Тот очаровательный утренний вид растворился в непрерывном гудящем водовороте байков, велорикш и просто снующих туда-сюда разносчиков всего, чего угодно. Нужно сказать, пеший турист, вертящий головой в поисках ориентиров, здесь кажется совершенно не к месту. Тротуаров в Старом квартале нет, а место, где он подразумевался, плотно заставлено мотобайками. Опасаясь за собственное здоровье мы гуськом — рядом здесь идти невозможно — стали пробираться в сторону ближайшей достопримечательности — озера Возвращенного меча или Хоанкием. Озеро расположено непосредственно по соседству со Старым кварталом, оно окружено небольшим парком, где местные жители с удовольствием проводят время с самого утра и до позднего вечера. Здесь занимаются гимнастикой, катаются на роликах, играют в шахматы не только пенсионеры, но и молодежь. Здесь Ханой сразу кажется другим: широкие улицы не слишком загруженные транспортом, много зелени, спокойные лица. В общем, место отдыха горожан от города.

Сделав один оборот вокруг озера и посетив конфуцианский храм, расположенный здесь же на островке, мы вернулись в наш муравейник, чтобы найти предложения по бухте Халонг, куда по плану мы должны были отправиться уже завтра. Осмотр других достопримечательностей Ханоя мы оставили на потом, раз уж наш маршрут предполагал неоднократное сюда возвращение. Нужно сказать, туры в Халонг здесь — самое популярное предложение в многочисленных турфирмах. Это огромный бизнес, который ежедневно доставляет к бухте толпы туристов, распихивая их по бесчисленным суденышкам на любой вкус и кошелек. В ближайшем к отелю агентстве двухдневный трип с ночевкой на корабле стоил “по специальной для нас” цене $95 с человека. После непродолжительных поисков в окрестностях нашли то же предложение на тот же корабль, но уже по $68 с учетом небольшого торга. По описанию и цене это нас вполне устраивало. В принципе, аналогичные предложения есть и по $150 с той же программой, но на корабле поновее. Но, с учетом того, что здесь можно арендовать небольшой кораблик в индивидуальном порядке за $300, то такое предложение, выглядело вообще сомнительно. Есть варианты и на 3 дня, но по сути, третий день по программе проходил на острове Кат Ба — самом большом острове в бухте, где есть какая-то инфраструктура в виде пляжей и отелей. Мне же очень хотелось увидеть закат и рассвет в Халонге, поэтому вариант с одной ночевкой на корабле казался тем, что надо.

Поужинали в выбранном наугад ресторанчике Gecko (как выяснилось, это местная сеть с весьма непредсказуемым качеством обслуживания в разных точках и в разное время. Тем не менее, отличные и быстрые комбо-обеды здесь — отличный вариант, если не хочется ничего выбирать). С наступлением темноты, наконец-то, принеся огромное облегчение разразился тропический ливень, ненадолго смывший эту липкую духоту.

Расходы: День 1.
Такси из аэропорта: 540 кД
Симка 7гб: 300 кД
Рестораны: 536 кД
Еда/Напитки: 285 кД
Экскурсии: 4386 (музей+халонг)
Быт: 10 кД
ИТОГО: 1731 кД ($82) *

* Здесь и далее, я привожу расходы по дням, когда эти деньги были непосредственно потрачены. То есть, оплата проживания в отеле, соответственно, будет указана в день расчета.

День 2. Пакетное разочарование

Если ты берешь экскурсию в любом, даже маленьком уличном турагентстве, ты должен быть готов к тому, что это будет маленький “пакетный” отпуск. Но когда условия требуют — приходится смириться. Вообще, у меня пропадает ощущение путешествия, когда из меня и других участников формируют группу, похожую на отару овец, которую потом гонят по нужным точкам и следят, чтобы никто не отбился. Я предчувствовал, что нам предстояло через это пройти — уж больно манили красоты Халонга.

Завтрак в 7 утра. К 8 спускаемся на ресепшн в ожидании автобуса, который, разумеется, прибывает в 9. И вот, немного повертевшись по узеньким ханойским улочкам, наша “отара” несется (со скоростью 40-60 км/ч) на восток. О медлительности автотранспорта на вьетнамских шоссе можно слагать песни, но, с другой стороны, чувствуешь себя в относительной безопасности. Наша группа голов в 20 имеет весьма интернациональный состав — вьетнамцы, китайцы, французы, пара американцев с жуткого бодуна и интеллигентная пара из России. Кстати, если вы вдруг, что часто встречается, на дух не переносите соотечественников на отдыхе, этот маршрут отлично вам подойдет — мы встретились всего дважды. Вообще, эта часть Вьетнама необычайно популярна у американцев и французов. (К чему бы это? Некая форма ностальгии?)

Спустя 4 часа нас привезли на пирс — некоторое подобие морского вокзала, расположенного немного недоезжая, собственно, города Халонг. Здесь пришвартованы десятки прогулочных корабликов, а в метрах 300х от берега ждут туристов уже “серьезные” двухпалубные, отдаленно похожие на джонки “круизные” корабли. В два захода нас доставили на моторной лодке на корабль. Наш круизный лайнер деревянным и скрипучим, хоть издалека так и не скажешь. Кто знает, может быть, он действительно когда то был джонкой, под парусами гордо бороздившей просторы Южно-Китайского моря. Работник турагентства, предлагавший такой же вариант, но на корабле поновее, определенно, что-то знал.

Мы получили одну из двух кают на верхней палубе. Изнутри наше жилище было похоже на небольшой гостиничный номер и садовый домик одновременно. Первым же делом убедились в том, что душ и туалет действительно находятся в каюте — все могло быть гораздо хуже. Нужно сказать, что вода и электричество на корабле доступны ограниченно, что в общем-то логично, поэтому возможности включить кондиционер пришлось ждать до семи вечера.

После организованного обеда корабль направился к ближайшему острову Dau Go, где расположена одноименная пещера. Учитывая жару и духоту, которая не исчезла даже на море, понять почему это мероприятие было запланировано после обеда понять невозможно. Перемещаться вверх-вниз по лестницам было не особо комфортно.
Затем мы наконец-то смогли лицезреть красоты Халонга.

Халонг прекрасен. Сложно подобрать слова, чтобы точно описать это чудо природы. Издалека острова кажутся практически сплошной береговой линией, но, вот корабль ныряет в узкий пролив меж двух островов, и перед вами открывается совершенно новый пейзаж. Как в калейдоскопе легким движением вы меняете всю картину, так и здесь, пара минут и острова, кажется движутся и меняются местами, чтобы сложить новые очертания. Сложно представить как ориентировались моряки прошлого в этом причудливом лабиринте похожих, и одновременно разных скал-островов.

Но, довольно о хорошем. Предвкушая интересную закатную съемку, а заодно и включение кондиционера, я, обозревая окрестности, обнаружил подозрительную картину: впереди, в небольшой бухте у берега большого острова стояли несколько похожих на наш туристических кораблей. В голову закрались смутные подозрения, неужели это и есть место нашей ночной стоянки? Сверился с картой, действительно, большим островом оказался Кат Ба, у берегов которого мы и должны были провести ночь. По иронии судьбы, большую часть этой морской прогулки нам предстояло проторчать в самом непривлекательном (по крайней мере в контексте всей бухты) месте. Все! Пять вечера, и мы уже стоим на якоре. Получается, прогулка по бухте заняла всего час-полтора, не больше. Все, что можно здесь делать — это плавать на каяке вокруг корабля, а с наступлением темноты орать в караоке с пьяными американцами. Впрочем, парни заряжались всю дорогу, и мне уже было их не догнать. Бар на корабле — это как государство в государстве, владелец бара оказался столь влиятельной персоной, что даже наш гид вкрадчиво предупреждал нас, мол, не берите с собой никакого алкоголя — у капитана корабля могут быть проблемы. Происходящее легко объяснить если заглянуть в меню бара. Цены округлены до долларов, фруктовый шейк здесь стоит 3 доллара, банка дешевого пива — 2. Кстати к напиткам относится и обычная питьевая вода — за нее тоже приходится платить. Но, винить некого — сам ввязался в организованную экскурсионную деятельность — заслуженно почувствуй себя лохом. Оставалось надеяться, что завтрашний рассвет и путь обратно как-то добавят радости этому мероприятию.

Расходы: День 2.
Еда/напитки: 60Кд (расчеты с баром на корабле ведутся в конце поездки)
Итого: 60Кд ($3)

День 3. Назад в Ханой.

Рассвет оказался мягко сказать невыдающимся — небо за ночь затянуло облаками и вокруг была все тот же берег острова Кат Ба и все те же корабли. Чуда не произошло. В 7 утра был завтрак, после него катание на каяках вокруг и корабля и уже в 9 утра (!) нас попросили сдать каюту. Это было, честно говоря, неожиданно

Выяснилось, что большая часть нашей группы взяла тур на 3 дня и следующий день они должны провести непосредственно на острове Кат Ба, ну а нам оставался только “кукинг-класс”, обед и дорога домой, чему, нужно сказать, мы были уже рады. Нам пришлось подождать еще часа полтора в корабельном ресторане прежде чем взамен отбывших нам привезли других несчастных с острова и жизнь на корабле потихоньку зашевелилась.

Кукинг-класс заключался в том, что гид показал нам как крутить спринг-роллы из рисовой бумаги, после чего каждый сделал по паре, по сути облегчив работу кока по приготовлению обеда. И вот наконец мы снимаемся с якоря! Из условно-двухдневной экскурсии простоять 18 часов на якоре пусть даже и в живописном месте — это слишком. Погода окончательно испортилась и под дождем мы, медленно но верно, стали двигаться обратно к порту.
дождь

Когда вернулись в Ханой сил оставалось только на прогулку по старому кварталу. Поужинав в очень приятном семейном ресторанчике Old Quarter Corner мы с удивлением обнаружили, что что-то на улицах квартала изменилось. Было уже темно, люди спокойно прогуливались, откуда-то доносилась музыка какого-то выступления, мотобайков почти не было. Точно! Не было этого безумного потока, в старом квартале не дающего шанса увернуться. Квартал был перекрыт. Люди явно что-то праздновали. Кругом были дети. Аниматоры организовывали какие-то конкурсы. Жители города целыми семьями с удовольствием гуляли по узким улочкам. На нескольких сценах проходили выступления. Мы с удовольствием описали большой круг по кварталу и вернулись в отель. Завтра нам предстоял ночной переезд в Сапу и мы решили продлить бронь попросив на завтра поздний чекаут. За половину стоимости номера мы перенесли чекаут на 16:00. Но праздник не давал мне покоя. На мой вопрос “что люди празднуют?”, сотрудник отеля удивленно ответил: “Ничего. Просто выходные”. Похоже Ханой не так прост и однообразен как может показаться путешественнику, оказавшемуся здесь проездом.

Расходы: День 3.
Бар на корабле: 850 Кд
Ресторан: 360 Кд
Еда/напитки: 425 Кд
ИТОГО: 1635 кД ($78)

День 4.

Начав день с бодрящей фотопробежки к озеру Хоанкием, мы отправились на осмотр достопримечательностей, находящихся за пределами старого квартала. По сути их было всего три — железнодорожный мост Лонг Биен, Западное озеро и мавзолей Хошимина. Если смотреть по карте, все это расположено сравнительно недалеко, но, учитывая жуткий трафик, отсутствие тротуаров в старом квартале и изнуряющую жару, прогулка оказалась несколько сложнее чем хотелось бы.

К северу от старого квартала расположен железнодорожный мост Лонгбиен. Чтобы добраться до него нужно пройти через стихийный уличный рынок, где продаются фрукты, овощи, мясо, живность и вообще что-угодно. Зайти на сам мост можно через одноименную ж/д станцию. Если вы пришли со стороны рынка, то нужно будет подняться по лестнице вверх. Мост построен на рубеже 19-20 веков французами и сдан в эксплуатацию в 1902 году. На тот момент он являлся 4-ым по размеру в мире. Примечательно, что железнодорожный мост имеет еще и 2 полосы движения автотранспорта, но из-за аварийного состояния разрешено передвигаться только на байках и велосипедах. Пешеходный тротуар представляет собой узкую, рассчитанную на одного человека полоску из старых шатающихся плиток толщиной в несколько сантиметров, в щели между которыми можно наблюдать происходящее внизу. Это безусловно добавит яркости вашим впечатлениям от прогулки по этому 2,5-километровому монстру.

Западное озеро представляет собой огромный водоем, через который проходит оживленная дорога. Вдоль берега пришвартованы большие плавучие кафе. Впрочем, многие из них обветшалые и заброшенные. К сожалению, мы не нашли здесь ничего похожего на заросли цветущих лотосов, возможно мы попали не в сезон. Поэтому не оставалось ничего, кроме как пойти взглянуть на мавзолей Хо Ши Мина.

Мавзолей вождя всех вьетнамцев расположен на большой площади в окружении зданий правительственного квартала и выглядит гораздо меньше чем мне представлялось по фотографиям. Площадь была практически пуста, видимо мы попали не в приемные часы, да и не собирались, если честно, знакомиться с этой достопримечательностью подробнее.

От мавзолея к озеру Хоанкием можно вернуться уже по комфортным большим улицам с широкими и чистыми тротуарами — невольно начинаешь ценить это после сумасшедших тесных улочек старого квартала. По пути есть еще несколько удобно расположенных рядом достопримечательностей: самый большой в ЮВА памятник Ленину (весьма компактный по нашим меркам), музей Армии Вьетнама и символ города — 33-метровая флаговая башня Кот Ко, часть старого императорского города, построенная в 1812 году.

Еще одно популярное место по пути — узкая улица, по которой идет железнодорожная колея от вокзала к мосту Лонгбиен. Это действующая ветка и если вы на поезде отправляетесь в из Ханоя, но скорее всего по ней проедете. Днем здесь протекает совершенно обычная уличная жизнь — количество поездов можно пересчитать по пальцам и местные жители прекрасно его знают. Это место чем-то напоминает известный рынок на железнодорожных путях недалеко от Бангкока.

По пути в отель разведали отличное место в старом квартале — “гастропаб” Caps’n’taps. В меню ничего особенного, американо—европейская кухня, но внимание к клиенту неожиданно повышенное: если коктейль оказался слишком сладким, его уносят и переделывают. Не то чтобы в этом была необходимость, но на контрасте с общим пофигизмом производит впечатление.

Этим вечером мы должны были выдвигаться в Сапу. В процессе сбора вещей я обнаружил, что денег, полученных путем обмена бумажных долларов почти не осталось, и я отправился в первый раз за это поездку снимать деньги с карты к ближайшему банкомату и при первой же попытке получил отказ с комментарием, что моя карта заблокирована банком. Здесь нужно отметить, что я уже имею горький опыт с блокировкой карты. За пару лет до этого мне в одной поездке заблокировали карту дважды, один раз в Камбодже, один в Таиланде. Банк мотивировал это тем, что я снимаю деньги в странном месте, а дозвониться до меня они не смогли — в моем телефоне стояла другая сим-карта. Еще раньше, в Испании, когда у меня украли кошелек, я понял что специально для поездок нужно сделать две карты и привязать их к разным счетам. В общем, вооруженный опытом, я всегда иду снимать деньги предварительно вставив российскую симку и будучи морально готовым к отказу. И в этот раз, спустя немного нервов и времени, сделав пару звонков в Москву и добежав через квартал до другого банкомата, я успешно снял деньги и добавил к предыдущему опыту еще одно важное правило — никогда не заниматься подобными вещами в последний момент. У вас все может быть готово идеально, но если вы не заложили время на решение проблем, связанных с чужим рас№%:яйством — это все-равно станет вашей проблемой.

Еще раз, три основных правила, касающихся снятия наличных в поездке:
1) Сделайте 2 карты (и привяжите их к разным счетам если имеете онлайн доступ к своему банковскому аккаунту).
2) Держите свою симку с номером, который знает ваш банк, в телефоне на тот момент, когда совершаете любые операции с картой. Обычно, если вы получаете отказ, в течении 2-3 минут служба безопасности пытается связаться с вами чтобы уточнить пытались ли вы совершить данную операцию. Если вы не готовы ответить, то вам придется звонить в банк самим, висеть в очереди ожидания оператора и за свой счет объяснять, что у вас произошло.
3) Планируйте свои расходы хотя бы приблизительно и никогда не оставляйте снятие денег на последний момент. Любая проблема может сломать ваше расписание и повлечь за собой кучу ненужных последствий.

Вопрос с оплатой был решен. Осталось разобраться с нашим переездом в Ниньбинь по возвращении из Сапы. Проблема в том, что поезд из Лаокая приходит в Ханой в 4 утра, и воспользоваться каким-то общественным транспортом просто невозможно. К счастью, работники 3B Hotel всегда были рады помочь и среди прочих вариантов предложили нам взять машину от отеля до отеля. Стоимость такой услуги составляла 1.600.000 донгов. Плюс был в том, что машину можно заказать на любое время. Мы заказали на 5:30 с учетом возможной задержки поезда, оплатили половину и облегченно вздохнули. Дополнительно пришлось на месте забронировать первый попавшийся отель с хорошим рейтингом в Ниньбине чтобы можно было точно рассчитать стоимость трансфера. Ниньбинь — это лишь город вдоль трассы, а сами достопримечательности и, соответственно, отели разбросаны достаточно далеко друг от друга.

Итак, пора отправляться в Сапу. Отправляясь на железнодорожный вокзал в Ханое, не забудьте уточнить какой именно. Их здесь два: Hanoi Ga A и Hanoi Ga B. По сути, вокзал один, но здания расположены с двух сторон от железной дороги и подъезд к ним совершенно разный. В крайнем случае пути можно перейти, но лучше проверить заранее, что написано в билете или ваучере. Впрочем, как показывает практика, если вы едете на север, например в Сапу, то вам практически наверняка нужен вокзал «B”. Днем на такси от старого квартала можно добраться сюда минут за 10-15.

Когда мы прибыли на вокзал, первым делом к нам кинулся продавец из ларька у входа, торгующего водой и чипсами, и почему-то стал спрашивать про наши билеты. Я, разумеется, автоматически отказываюсь от услуг всевозможных “помогаек”, так как это самый простой способ влипнуть в одну из многочисленных афер, и этот раз не стал исключением. Нужно было найти кассу или офис, где нам должны были обменять ваучеры на билеты. После нескольких минут безрезультатных поисков, я вновь встретил того продавца, который и показал, где находится нужное нам окошко, и объяснил, что открывается только через полчаса. Чтобы как-то сгладить неловкость, купил у него пива и чипсов, и мы отправились в зал ожидания. Все-таки, путешествуя по популярным туристическим местам напрочь забываешь о том, что иногда люди могут искренне хотеть тебе помочь…
Сам вокзал производил удручающее впечатление. Крохотный грязный зал ожидания, с разлитой по полу неизвестной жидкостью, спящий наркоман на соседнем ряду кресел, туалет, который сложно описать не матерясь… В общем, все настраивало на веселенькую поездку.
Спустя полчаса “офис обмена ваучеров” открылся и мы без вопросов (паспорта тоже не понадобились) обменяли наши распечатанные бумажки на билеты и отправились на пути к поезду. Как я уже говорил, это обычный регулярный поезд, к которому прицеплены фирменные вагоны, которые внешне тоже ничем не выделяются, поэтому ориентируйтесь по номеру на билете.

На перроне многочисленные продавцы предлагают закупиться в дорогу водой/пивом/чипсами/печеньками, но в самом вагоне проводницы предложат вам все то же самое на протяжении поездки. Внутреннее убранство на сайте конечно выглядит получше, но в целом, на контрасте с вокзалом поезд очень даже порадовал — чисто и вполне себе уютно. А в целом, стандартный советский купейный вагон, только туалеты поприличнее и кондиционер, о котором сложено столько песен — сдувает и замораживает мгновенно. Возможность его регулировать чисто номинальная. Успокаивала только мысль, что без него в душной вьетнамской ночи было бы куда хуже. А вообще, умные люди берут с собой скотч как раз на такой случай.

Поезд тихо тронулся и покатился по своей узкой колее через тесные ханойские улочки на север.
Завтра нас ждет долгожданная Сапа, место из-за которого я в первый раз задумался о поездке во Вьетнам

Расходы: День 4.
Быт: 278 кД
Ресторан: 700 кД
Отель: 3234 кД
Транспорт: 5531 кД (ж/д билеты в Лао Кай и обратно)
Еда/Напитки: 220 кД
ИТОГО: 9963 кД ($474)