Если природа наградила тебя обостренным чувством прекрасного, невольно начинаешь задумываться о скрытых механизмах, определяющих что именно нам кажется красивым, порой вопреки всем рациональным доводам. Честно говоря, я до сих пор не встречал ни одного разумного объяснения почему одного человека может восхищать то, что игнорируют другие? Почему можно найти очарование в пасмурном дне или неухоженной улице, шумном городе или незамысловатой песенке? Красота может быть мгновенной или приходящей со временем. Может быть безусловной, может требовать проникновения в детали.

Вопреки логике, мы не можем даже вывести критерии прекрасного — идеальное соответствие формы и функции, идеальное исполнение, идеальные пропорции… Все это скорее отдельные “подсказки”, указывающие в каком направлении возможно стоит смотреть, но не более того. И самое важное — никакой красоты не существует отдельно от человека, и, хотите воспринимайте это возвышенно, вроде: “Человек — ключ, к пониманию красоты этого мира”, хотите, приземленно и прагматично: “Красота — всего лишь ощущение, чувство, возникающее у homo sapiens, в ответ на определенные внешние условия”. Скорее всего правильно и то и другое, я бы даже сказал, что истинное понимание включает в себя и то и другое. Но, тем не менее, объективно, красота может быть разной. Вы можете среагировать на красивый закат, красивого человека, красивую мелодию — это действительно просто спонтанная реакция.

Но есть чувство красоты, которое испытывают даже люди, далекие от артистизма, чувственного восприятия и утонченных эстетических наслаждений. Так программист может найти красоту в элегантном и эффективном решении, так плотник может увидеть ее в идеально обработанной поверхности дерева, ученый — в найденных закономерностях, портной — в никому незаметных стежках. Это красота понимания проделанной работы, красота понимания как устроен мир и его детали. И даже несмотря на то, что это чувство также порой неожиданно и мимолетно, оно более полное. Оно богаче, оно включает в себя многое, оно мотивирует и вдохновляет работать дальше. Это красота через понимание, она недоступна человеку, не посвятившему себя выбранному пути, не вникшему в детали, в суть своей работы. Это красота настоящего мастерства. Посетитель художественной галереи никогда не испытает тех же чувств просто созерцая конечный результат, а человек, купивший Ferrari, никогда не увидит ее красоты глазами конструктора, инженера и дизайнера. Самое смешное, что обладая пониманием, вам больше не нужно обладать вещью — это и есть полная противоположность потребительскому отношению.

Всегда было интересно узнать какие чувства на самом деле испытывает мультимиллионер, купивший самую невероятную яхту на свете, к человеку ее создавшему, прошедшему весь путь от идей и набросков, через чертежи и прототипы к воплощенному шедевру? Каждый раз слыша об очередном аукционе, где кто-то выложил несколько миллионов долларов за полотно давно почившего мастера, зачастую непризнанного при жизни и существовавшего на грани нищеты,  осознаешь, что заменяя понимание обладанием люди себя обкрадывают, подбирая стекляшки вместо настоящего сокровища.

Мы можем найти красоту в любом деле, особенно в деле, которое мы любим, которому с удовольствием посвящаем время. Это то, что японцы называют “душой мастера” — “сёкунин киситцу”. То, в чем мы готовы и рады практиковаться каждый день. И не так важно, достигнете ли вы вершин мастерства — это просто любовь к своему делу.