или что делать, если на уроках вы спите?

Предыстория

Для меня вопрос “как учиться?” не стоял. В моем случае все просто — я бездарный и неблагодарный ученик. Я до сих пор испытываю неловкость вспоминая своих учителей, несмотря ни на что, возлагавших на меня какие-то надежды. Дело в том, что я никогда не дружил со стандартной системой обучения. На уроках и лекциях, если не был занят витанием в облаках, я всегда испытывал непреодолимое желание спать. (Есть что-то ироничное в том, что по ночам я часто страдаю бессонницей. Ну не страдаю конечно — живу, или даже лучше  так— сожительствую)

Нет, поверьте, я многое умею, многими вещами интересуюсь, музыкой, фотографией, программированием и сайтостроением, графикой компьютерной и еще кучей всякого по мелочи. Только неловко периодически отвечать на вопросы о том, где чему научился, односложно и однообразно — “нигде”. Сидя дома, в основном. Но, конечно, знания не берутся из вакуума. И на 1% придуманного когда-нибудь тобой приходится 99% знаний и опыта других  людей, оформленных в виде книг, обучающих фильмов, уроков, советов. Вот к чему я всегда питал непреодолимую страсть.

Одно из немногих моих воспоминаний из детского сада — это музыкальное прослушивание. К нам пришла добрая такая тётя в красивом берете и попросила нас в порядке общей очереди исполнять песни на выбор. Больше ничего не помню, но в результате я еще до школы оказался завербованным в Хоровую Капеллу Мальчиков при институте Гнесиных. Каждый советский человек знает, что лучшего способа привить нелюбовь к музыке чем музыкальная школа не существует. А тут еще и два-в-одном, представьте себе. Родственники, надо сказать, были невероятно рады моей удаче, называли то Шопеном, то Бетховеном, а я не испытывал никакой радости от происходящего и прятался от взрослых под столом, в надежде, что это избавит меня от необходимости писать бесконечные последовательности нот в бесчисленных нотных тетрадях. А как я ненавидел сольфеджио! Чуть меньше чем фортепиано — каждый должен был помимо хора еще выбрать инструмент как специализацию. Не буду тянуть резину, через пару лет я, не показав выдающихся результатов в основной дисциплине, был переведен в обычную районную школу, где был свой музыкальный кружок — ВИА с настоящими электрогитарами и электроорганами. Что могло быть круче чтобы полюбить музыку снова?! Этот процесс поглотил меня полностью и лет до 20 моей основной мечтой и целью было стать известным рок-гитаристом. со временем меня конечно же “отпустило”, и я нашел более важные цели в жизни, но, тем не менее, благодаря такому стечению обстоятельств я уже больше 20 лет регулярно играю на гитаре. Я и сейчас учусь, постепенно совершенствую технику игры и даже изучаю музыкальную теорию. Ту самую, при упоминании которой в детстве я был готов провалиться сквозь землю. И да, я получаю от этого огромное  удовольствие!

Так в чем же дело? Что изменилось? Я попытался разобраться в том как мы учимся тому, что нам нравится. Это оказалось совсем не сложно. Безусловно, первым делом должны быть соблюдены нормальные внешние условия — технически, можно учиться и “из под палки”, но с таким обучением вы гарантировано приобретете отвращение к изучаемому предмету, и навык пропадет моментально, поскольку у вас не будет никакой мотивации его поддерживать.  То есть, простыми словами: вы должны сами хотеть, вас никто не должен заставлять, вы должны знать зачем это вам и вам должно нравиться это занятие, пусть даже пока ничего и не получается. Второе, но не по значимости — это ответ на вопрос: “Что вы хотите сделать?”. Не “чему вы хотите научиться”, а именно

“что КОНКРЕТНО вы хотите сделать?”.

Это секретное оружие самостоятельного обучения, и я не шучу. Когда-нибудь я напишу об этом отдельную статью, но сейчас просто скажу, что это переворачивает вашу систему обучения и дает мощный импульс к движению вперед. Теперь поиск новых знаний не будет похож на школьную зубрежку, а скорее как альпинист ищет подходящий выступ чтобы ухватиться и продолжить движение к цели, так и вы будете искать новые знания и навыки как ступеньки для движения вверх. Сторонники академического образования наверняка назовут такой подход лишенным фундамента, но, если только вы не пытаетесь таким методом овладеть хирургическим мастерством, это не должно вас останавливать, поскольку вы все-равно получите огромный багаж ПОЛЕЗНЫХ знаний, и как приятный бонус — результат своей работы.

Суть метода

Если с мотивацией теперь все в порядке, то можно перейти непосредственно к обучению. Я выявил три основных фазы процесса (в том виде как это работает для меня):

Итак, первый и самый важный момент — мы любим практиковаться. Если мы любим то, что делаем и, более того, у нас это получается, мы готовы практиковаться в этом регулярно, ежедневно, часами. Если мы чувствуем прогресс, это нас мотивирует еще больше. Но, как объективно обнаружить прогресс в обучении? Мы должны понять освоили ли мы что-то новое?

Осознанно или нет, мы строим в голове некую модель — карту, на которую наносим то, что уже знаем и умеем в этой области. Очень важно на начальном этапе иметь какие-то творческие “костыли”, которые в дальнейшем станут частью общей системы. Пусть это будут “три блатных аккорда”, неважно, о какой области идет речь. Пусть они могут быть не связаны между собой, но вы можете тем не менее нанести их на карту, попытаться увидеть взаимосвязь и подумать, куда двигаться дальше? Вы должны строить свою собственную систему. Это второй момент.

И вот вам третий — вам нужно собственно выучить что-то. Разобрать чей-то пример или работу, прочитать и выполнить урок из интернета. в общем, получить новые знания, неважно, какого они качества. Большинство уроков в интернете — слабые и малоинформативные описания самых простых вещей. но тем не менее, любая мелочь может быть добавлена к вашей карте и сыграть не последнюю роль в общем процессе.

А теперь еще раз, но в том порядке, как это происходит в процессе обучения:

  1. Изучайте.
    Вы находите материал для изучения (урок, пример, упражнение) и чисто механически его выполняете.
  2. Резюмируйте.
    Зафиксируйте полученный опыт. Какие “фишки” вы можете теперь использовать независимо от полученного урока? Зафиксируйте свой опыт на “карте” — запишите в блокнот, придумайте как систематизировать это. Подумайте, как новые знания взаимодействуют с тем, что вы уже знаете? Дополняют ли они вашу систему?
  3. Импровизируйте!
    Практикуйтесь, применяя полученные знания на практике. Пробуйте и экспериментируйте — это ваш опыт, вас никто не оценивает. Часто в процессе вы будете находить свои собственные решения и приемы. Фиксируйте все и продолжайте.

Самое интересное — это то, что по настоящему учитесь вы на третьем шаге.

Вы учитесь когда начинаете пробовать.

Когда начинаете проверять на опыте правильность своих предположений. и ваши открытия, полученные вами в ходе эксперимента, гораздо более важны чем знания, полученные при штудировании учебников. Хотя бы потому, что они гораздо ближе к реальному умению нежели просто абстрактное “знание”.

И вот вам еще один очень важный момент, незаслуженно оставшийся без номера — ПОВТОРЯЙТЕ. Найдите новый учебный материал и пройдите эти 3 ступени снова. Повторяйте процесс снова и снова. Если вам действительно интересно выбранное вами дело, вам не нужно будет долго ждать чтобы получить удовольствие от процесса.

Что дальше?

Конечно, иногда у вас будет недостаточно мотивации или настроения чтобы так методично продвигаться по выбранной стезе. в такие моменты найдите немного времени и займитесь одним из пунктов. Найдите новые материалы, или пересмотрите свои записи, может быть, вы найдете что-то прежде ускользавшее от вашего взгляда. Или просто практикуйтесь в свое удовольствие.

Важно помнить, что ваша система — не просто куча заметок, но инструмент для обучения. не стесняйтесь пользоваться “творческими костылями”, когда вы их перерастете, они вам не будут мешать. Так художник, строя множество вспомогательных линий, учится правильно передавать перспективу. Музыкант запоминает гаммы и аккорды прежде чем научится импровизируя свободно перемещаться между ними. Футболист должен отработать удар по воротам, прежде чем использовать его в связке с другими действиями в реальной игре. Вы можете найти подобные примеры в любой области. Потому что это основа того, как мы учимся. не как мы набиваем себя знаниями, но как мы движемся к мастерству.

Возможно, эти простые шаги сами по себе не сделают вас гениальным музыкантом, хирургом с мировым именем или космонавтом, но я уверен, они помогут вам получать больше удовольствия от любимого дела или просто освоить что-то новое.

Нельзя научить того, кто не учится сам.

P.S. Да, вы должны быть готовы к тому, что вы будете неслабо бесить некоторых людей, считающих, что вы не имеете права иметь эти знания, не имеете права считаться специалистом если вы самоучка и тому подобное. Поначалу это может казаться обидным, но со временем учишься получать от этого особенное утонченное удовольствие. Ведь если вас осуждают, значит с вами как минимум считаются. Успехов!